Материалы для слушателей курса ораторского мастерства

http://moskalenko.in.ua

Принятие решения о выступлении.

 DETAIL_PICTURE_543765

Говорят, есть три типа ораторов: творцы событий, наблюдатели за происходящим и те, кто не понимает, что происходит. «Выступать»   «Не выступать»

Есть свободное время в графике на подготовку речи и ее произнесение, на дорогу на место выступления, общение со слушателями.

Если есть необходимые знания.

Вы знаете, зачем вы выступаете. Выступление вам нужно для того, чтобы: 

укрепить свой авторитет; убедить аудиторию принять вашу точку зрения, дать аудитории некоторые разъяснения, развеселить аудиторию,…

Аудитория заинтересована услышать вас, разобраться в теме вашего выступления, или ваша информация жизненно важна для аудитории.   

Нет свободного времени в полном объеме.

Нет необходимых знаний или нет времени на их приобретение.

Вы не заинтересованы в выступлении.

Аудитория не хочет вас слышать, ей безразлична или бесполезна ваша тема.

Итог: решение «выступать или нет».

Сбор информации об аудитории.

Информация, которая принесет пользу при подготовке к выступлению.

О мероприятии:

— Какова цель данного собрания?

— Плановое мероприятие или спонтанное?

— Официальное или неофициальное?

— Правила мероприятия – строгие или свободные?

— Будет ли ваше выступление гвоздем программы?

— Какова повестка дня?

— Время выступления?

— Длительность выступления?

— Будут ли другие выступающие?

— Когда они будут говорить?

— О чем они будут говорить?

— Будет ли там вступление, противоположное вашему?

— Что запланировано перед вашим выступлением?

— Что должно произойти после вашего выступления?

— Где вы будете выступать: в помещении или под открытым небом, какое это будет помещение?

— Что будет находиться в помещении?

— Какая аппаратура в вашем распоряжении

— Будет ли в помещении сцена/стол/кафедра?

Об аудитории:

— Сколько человек будет на вашем выступлении?

— Было ли им приказано его прослушать?

— Придут ли эти люди, чтобы прослушать вас или по другой причине?

— Как аудитория относится к вам как к оратору?

— Что они знают по теме вашего выступления?

— Знакомы ли они с вашим подходом к данному вопросу?

— Будут ли среди слушателей эксперты по данной теме?

— Будет ли аудитория понимать профессиональные слова?

— Будут ли они торопиться покинуть зал после речи?

— Как они реагировали на других ораторов?

— О чем с ними говорили (или будут говорить) другие ораторы?

— Чего они ожидают от вас?

— Каковы взаимоотношения между членами аудитории?

— Объединяют ли их общие интересы?

— Демография аудитории: возраст, пол, образование, доходы, религия, профессия, расовая/национальная принадлежность, политические взгляды, культурные традиции.

— Какие ценности для аудитории являются важными?

— Как строго они придерживаются своих убеждений и позиций?

 

 Цель выступления. Определение темы. Название выступления. Ключевая фраза

 Оратор определяется с целью выступления:

Цель для себя лично (повышение имиджа, убеждение аудитории, развлечение аудитории, информирование аудитории…)

Цель для слушателей (хорошо провести время, получить новую информацию, принять решение..).

Цель для организаторов (поддержание хороших отношений, повышение своего имиджа..)

 Ключевая фраза

Основная идея вашего выступления должна быть отражана в 1-3 ключевых фразах, которые следует несколько раз повторить во время выступления.

Структура текста выступления

 Планирование речи

 Формула шоу-бизнеса: сильное начало, сильный конец и слабая середина.

 Структура речи:

— Вступление (10-15%)

— Основная часть

— Заключение (5-10%)

 Вступление

 У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление.

 Функции вступления:

— привлекать внимание аудитории, предварение остальных частей;

— создавать чувство взаимного доверия между оратором и слушателями («ломка льда»);

— дает аудитории основание слушать оратора дальше.

 Главная цель вступления: понять ожидания слушателей и превзойти их, запрограммировать благоприятную для вас реакцию публики.

 Желательно во вступлении отразить следующее

— Кто вы

— О чем будете говорить

— Когда закончите выступать

— Какова структура выступления

— Чем ваша речь будет полезной для слушателей

— Что интересного они услышат

 Ошибки, которых следует избегать:

— Не говорите «Прежде чем я начну…» (Вы уже начали)

— Не говорите о том, что вы хотели бы быть в другом месте (Это ваши личные проблемы)

— Не признавайтесь в том, что вы не готовы (Если не готовы, не выступайте)

— Старайтесь не говорить о том, что с этой речью вы выступали много раз (Слушателям приятно думать, что вы готовились именно для них)

— Не говорите, что речь вам подготовил другой человек

— Не извиняйтесь сразу, как откроете рот (Это готовит слушателей к чему-то плохому)

— Не начинать с шутки, если вы очень волнуетесь

 Основная часть Некоторые структурные модели:

Проблема/решение. Вы ставите проблему и предлагаете ее решение.

Хронологическая. Текст излагается по схеме «прошлое/настоящее/будущее»

Причина/следствие.

 Заключение

«Не начинай того, чего не сможешь закончить»

Заключение – последний шанс произвести впечатление как таковое.

 Функции заключения:

— подведение итогов выступления;

— создать впечатление у слушателей, что выступление подходит к концу;

— создание последнего впечатления, оно должно обязательно нести эмоциональную нагрузку.

Фразы-переключатели:

— «Рассмотрим последний вопрос»

— «Еще два примера и я перейду к подведению итогов»

— «В заключение»

— «Чтобы подвести итоги»

— «В конце своей речи»

Последние слова должны быть незабываемыми:

— «Закончить я хочу такой мыслью…»

Ошибки, которых следует избегать:

— Не превышайте лимит времени

— Не углубляйтесь в детали, делайте общий обзор сказанного

— Не поднимайте в конце выступления новые проблемы

— Никогда не признавайтесь, что забыли о чем-то сказать («Напоследок, я хочу предложить вам еще одну мысль» – фраза для крайних случаев)

7 способов стильного завершения:

— Возврат к словам вступления

— Цитаты известных людей

— Постановка вопросов, которые подразумевают ответы, на которые вы хотите натолкнуть аудиторию

— Рассказы

— Стихотворения (короткие, вдохновенные или забавные)

— Призыв аудитории к действию  — Просьба о помощи – Заставить аудиторию уже сейчас делать что-то в нужном направлении

 Возможные вступления к презентации курсов ораторского искусства

 

История

 

“Добрый день! Хотел бы начать с одной истории. Однажды Аристотелю отдали в обучение очень разговорчивого молодого человека. После долгого разговора он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение. — С тебя — вдвое больше, чем с остальных, — ответил философ. — Почему? — удивился тот. — Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать. Эта история, помимо всего прочего, говорит нам о том, что первые курсы по ораторскому мастерству появились более 2 500 лет назад…”

 

Лично пережитое событие

 

“Я помню, как лет десять назад я вместе с друзьями пошел читать стихи на Арбате. Друзьям-то было ничего… А вот у меня тогда душа ушла в пятки ………”

 

Ссылка на газету или книгу

 

“На прошлой неделе в журнале “Карьера” была опубликована статья про ораторское искусство. О том, какую роль в карьерном росте играет навык выступления перед аудиторией. В частности, там писали, что…”

 

Неожиданный вопрос

 

“Что бы вы назвали самой лучшей вещью в мире? А что самой худшей?… В свое время Эзоп назвал именно язык одновременно и самой лучшей, и самой худшей вещью в мире…”

 

Парадоксальное начало

 

Начать с чего-то, казалось бы, не имеющего никакого отношения к заявленной теме. “Я хочу обратиться сейчас к тем, кто приехал на эту презентацию на автомобиле. Помните, как вы учились вождению? Как иногда глохли посреди перекрестка, как путали передачи… … Помните? Возможно, у вас в голове вертится вопрос: “Какое отношение имеет ораторское искусство к вождению автомобиля?”. И то, и другое — навык. Это навык, который можно приобрести. И точно так же, как вы когда-то на курсах вождения научились управлять автомобилем, на наших курсах по ОИ вы научитесь выступать перед аудиторией…”

 

Интригующее описание

 

“Представьте себе человека с очень слабым голосом, с дыхательной судорогой, с дурной привычкой подергивать плечом. Он говорит невнятно, слегка заикается, картавит (не произносит звука “р”)… Не самый лучший образец ораторского мастерства, не так ли?… Но именно так выглядел в начале своего обучения Демосфен, один из величайших ораторов всех времен и народов…”

 

Интересный факт

 

“Психологи установили, что страх выступления перед аудиторией стоит на втором месте после страха смерти…”

 

Впечатляющая цифра

 

“Если гонорар, полученный Арнольдом Шварценеггером за фильм “Терминатор-2: Судный день”, разделить на количество слов, произнесенных им в этом фильме, то получится, что каждое слово Терминатора стоит около 32000 (31645) долларов… Не гарантирую, что наши курсы по ораторскому мастерству позволят вам зарабатывать такие же суммы  … Но… “.

 

      Оригинальная цитата

 

“Я хотел бы начать свое выступление с высказывания философа Скилефа: “Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию”…”

 

Обыграть тему выступления

 

“Сегодня мы собрались поговорить об ораторском искусстве. Я хочу обратить ваше внимание на слово “искусство” в названии презентации. Оно здесь не случайно….”

 

Использовать предмет как наглядное пособие

 

“Посмотрите, пожалуйста, на эту картину (показывается картинка, собранная из Puzzle). Может показаться, что это просто детская игра. Но в ней скрыта глубокая философская концепция. Из мелких составляющих деталей образуется нечто большее… Точно так же ораторское мастерство складывается из мелких навыков…”

 

Комплимент

 

“Очень приятно видеть здесь людей ищущих, развивающихся, самосовершенствующихся. Людей, у которых есть в жизни действительно большие цели. Людей, которые ценят новые знания. Людей, которые стремятся стать более успешными…”

 

Обращение к непосредственным интересам

 

“Добрый день! По моему опыту, вопросы, которые обычно интересуют участников подобной презентации, чаще всего следующие:

· как справиться со страхом публичных выступлений;

· как владеть своим голосом;

· как наладить контакт с аудиторией;

· что делать, если в аудитории вредный слушатель…

Вопросы действительно важные…”

 

Шутка-анекдот

 

“Добрый день! Хочу начать с истории про одного прихожанина. Как-то раз он зашел в церковь. После пяти минут проповеди он был так тронут, что решил пожертвовать $10. Но проповедь продолжалась, и через пять минут он решил сократить пожертвование до $5. Прошло еще пять минут, и проповедь настолько утомила прихожанина, что он решил не жертвовать сегодня ничего. А еще через десять минут он встал, подошел к тарелке для подаяний и вынул оттуда $5 со словами “Пусть это будет хоть какой-то наградой мне за то, что я выслушал столь длинную речь”… Помня о печальной участи того проповедника, я постараюсь уложиться в те десять минут, что отведены мне регламентом. Тем более что рассказывать я буду не о чем-нибудь, а об ораторском искусстве…”

 

О своих чувствах

 

“Сейчас я чувствую смесь волнения и радости. Радость — оттого что наш центр начинает притягивать и объединять так много сильных и интересных людей. И легкое волнение, которому я тоже всегда радуюсь. Ведь волнение означает: то, о чем я буду говорить сейчас, мне не безразлично…”

 

О месте

“Добрый день! Я так понимаю, что большинство из собравшихся здесь — это москвичи. Москва — удивительный город. Не знаю, помните ли вы Старый Арбат десяти-, пятнадцатилетней давности. В то время там через каждые десять метров кто-нибудь выступал…”

 

Об аудитории (описание)

“Добрый день! На наши курсы приходят самые разные люди. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что сейчас, в этой аудитории, есть и студенты, и домохозяйки, и менеджеры, и руководители, и владельцы собственного бизнеса, и вольные художники…”

 

Другие варианты вариантов начала выступления:

— Поразительные данные статистики

— Впечатляющие факты

— Памятные события разных лет

— События, произошедшие в этот день

— Подчеркивание важности момента

— Связь вашего выступления с предыдущим

 

moskalenko.in.ua

Запись опубликована в рубрике Обучение ораторскому мастерству. Добавьте в закладки постоянную ссылку.